ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Разнообразны психические особенности
людей, изучаемые в дифференциальной психологии. Однако все они – способности и
интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности – обладают общей
фундаментальной характеристикой, а именно: глубоко индивидуальны.
Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей,
которая будучи взятой как целое, отличает его от другого.
Выделение закономерностей сочетания
индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные
стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно
считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как
отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом
классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных
черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной
частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная
структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека
получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются
качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и
принципиально отличные друг от друга.
Способы выделения классов или типов
индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это
могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных
опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем
закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ
построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает
теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и
затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.
Общие подходы к типологии индивидуальности
определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. В
этой теме будут рассмотрены три соответствующих им подхода, открытые в психологической
науке и прикладных областях.
Первый из них связан с поиском объективных
основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств
конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения
индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы
собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия
особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой.
Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически,
получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой
успешных профессиональных и межличностных отношений.
Второй подход
дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать
все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о
конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских
ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между
людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой
индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода
являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и
определяет выделение индивидуальных типов.
Третий подход отвечает задаче осознания,
осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и
состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии
индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот
подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том,
почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так,
а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно
меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о
принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех
реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои
психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других
людей.
Каждый из названных подходов связан,
главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности:
организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных
соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними
направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека
врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний
психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к
прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание
принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства
сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.
Названные подходы широко представлены в
современной психологии, однако каждый из них имеет свои оригинальные
первоисточники. Именно эти, ставшие классическими исследования и будут, в
основном рассмотрены в настоящей теме по следующим вопроса:
1.
Органические
предпосылки индивидуальности человека: строение тела и характер.
2.
Эмпирические
классификации индивидуальностей в психиатрии: основные виды психопатий и
акцентуаций характера.
3.
Принципы построения
типологии характера: теория и практика дедуктивного подхода.
4.
Индивидуальность
человека и развитие его личности.
Психотелесные
соответствия: характер и анатомическая конституция
В народных
поверьях, сказаниях, поговорках мы часто встречаемся с выражением
индивидуальных особенностей человека в его внешнем облике. Люди склонные к
полноте, представляются добродушными, но ленивыми, худые – проницательными и
саркастическими, обладателями огненно-рыжих волос приписывается гневная
вспыльчивость и т. п. Подобные закономерности обыденного опыта широко
используются для изображения типичных сказочных персонажей, карнавальных масок
и др., и только по этим изображениям можно без труда отличить, например,
индивидуальные черты Кащея Бессмертного (или Бабы-Яги) от скажем,
"Карлсона, который живет на крыше". Имеют ли такие соответствия
психического и телесного, многие из которых стали житейскими стереотипами,
надежные естественнонаучные основания?
Поиском
таких оснований для классификации индивидуальностей занимался еще Гиппократ.
Помимо выделения типов темперамента, он впервые попытался связать
конституциональные особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к
определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что
люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же
высокие и худые – к туберкулезу. Эти два типа строения тела являются, конечно,
самыми общими, но именно их описания положили начало конституциональному
подходу к анализу индивидуальности, развиваемому в современной психологии и
психиатрии. Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации
индивидуальных психических черт стало установление коррелиции между типами
телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями
– с другой.
Под телесной
конституцией понимается совокупность всех индивидуальных качеств человека,
которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения.
Понятно, что эти качества – морфологические, физиологические, гормональные и
др. – являются относительно стабильными. Поэтому их наиболее типичные
совокупности могут быть выделены эмпирически, подобно составным фотографиям, т.
е. путем объединения индивидуальных случаев, в результате которого их общие,
совпадающие детали как бы усиливаются, составляя тип, а частные – устраняются.
Именно эту
стратегию использовал немецкий психиатр Э. Кречмер1 для построения основных типов телесной конституции. По
результатам тщательного обследования 260 его пациентов таких типов оказалось
три: а) астенический (или лептосомный), б) атлетический, в) пикнический.
Астенический
(от греч. asthenes – слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего,
сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди
этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет
собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и
узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное,
узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным
носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.
Атлетический
(от греч. athletes – борец) тип отличает сильное развитие скелета и
мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа
обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой,
упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на
сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.
Пикнический
(от греч. pyknos – плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей
тела (головы, груди, живота) – при слабом двигательном аппарате (плечевого
пояса и конечностей). Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их
глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению
живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по
сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает
пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само
же лицо – широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению
лица астенического и атлетического типа – интереснее, пикнического –
правильнее.
Для
доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей
указанные типы телосложения были соотнесены с двумя основными видами душевных
расстройств. Первое из них – маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз,
выраженный в периодической смене гиперактивных, аффективно-приподнятых
(маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии),
пассивности и уныния. Второе заболевание – шизофрения – характеризуется
бедностью (уплощенностью) эмоциональной сферы и ареальностью в мышлении,
нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций2. Результаты соотнесения показали высокую корреляцию
между этими типами психических заболеваний:
а) циркулярного
психоза с пикническим строением тела и б) шизофрения с астеническим и
атлетическим.
Этот факт
стал основным аргументом классификации Кречмера. Если бы теперь удалось
показать принципиальное сходство типичных психических качеств при названных заболеваниях
с характерилогическими особенностями нормальных людей, то вывод о связи между
определенным строением тела и типом характера был бы закономерен. Кречмер
попытался установить это сходство, высказав предположение об отсутствии резкой
грани в индивидуальных характерах между нормой и патологией.
Переход от
клинических наблюдений к анализу индивидуальности в повседневной жизни был
постепенным. Во-первых, изучая родственников больных и людей, предрасположенных
к заболеванию, Кречмер выделил промежуточные формы, которые совпадали по свои
основным симптомам с циркулярным и шизофреническим психозом. Сохранив исходные
термины, он назвал эти формы циклоидной и шизоидной. Во-вторых, – и это был
более решительный шаг, – Кречмер наметил две общих (т. е. не связанных с нормой
или патологией) группы людей, сходных как по типичным психическим особенностям,
так и конституционально. Благодаря такому обобщению, сами заболевания и формы,
близкие к ним, понимались как резкие, карикатурные обострения определенных "биотипов"
индивидуальностей – цикло- и шизотимического. Тем самым путь от норы к
патологии разделился на три ступени: из общего круга представителей
определенного конституционального типа (цикло- либо шизотимиков) выделяются
случаи его аномального "усиления" (цикло- либо шизоидного),
доходящего иногда до степени душевного расстройства (циркулярного психоза, либо
шизофрении).
Психические
черты и особенности социального поведения двух общих "биотипов"
наиболее ясны и отчетливы в их переходных формах у циклоидов и шизоидов.
Диаметрально различны они по отношению к миру и себе, к другим людям и
практическим занятиям, по характеристикам эмоциональной сферы.
Циклоидные
люди обычно мягки, радушно общительны, добросердечны, обладают чувством юмора.
В отношении к окружающему миру они реалистичны и легко приспосабливаются, не
противопоставляя своей индивидуальности и не желая подчинять его какой-либо
системе. Скорее они могут слиться со средой, в радости и горе их первое желание
"высказаться, высмеяться и выплакаться". Способные глубоко
сопереживать другим людям, циклоиды принимают их во всеми наличными качествами,
не всегда будучи последовательными и принципиальными. В работе они обычно
деятельны (исключая, конечно, периоды депрессии), прилежны, предприимчивы,
причем нередко до суетливости, их способности и желанию трудиться недостает,
однако, постоянства и настойчивости в достижении цели. Эмоциональные
переживания, настроения циклоидов распределяются между полюсами бурной,
восторженной веселости и меланхолической печали, грусти. Смены этих
"полюсов" могут быть более или менее частыми; но интересно, что даже
при сильной выраженности одного из них (например, маниакального) частично
присутствует и другой (депрессивный).
Шизоидные
люди замкнуты, раздражительны, ироничны и почти полностью сосредоточены на
своей внутренней жизни. Часто они бывают подчеркнуто равнодушны к внешнему
миру, хотя резко отличая себя от него, могут требовать перемен, отстаивать свои
принципы "назло фактам", ревностно сравнивать их с принятыми нормами
жизни. Типичная для шизоидов склонность к самоанализу может быть глубокой по
содержанию, но главное – всегда подчинена определенной системе, будь то
"система" стадий собственного развития или сочетания цветов в одежде.
В общении с другими они либо выбирают узкий круг (обычно считая его кругом
"избранных"), либо сугубо поверхностно, без подлинного личностного
контакта. Если ж такой контакт установлен, в дружбе и в любви, шизоид требует
самых серьезных обязательств – по принципу "все или ничего",
выбранный им человек должен отвечать построенному идеальному образцу.
Исключительно важным, возвышающимся над обыденностью представляется шизоиду и
то дело, которому он себя посвящает, в отдельных фактах, сиюминутных событиях
он видит проявления "вечных" проблем, стремясь создать общую систему
их закономерного разрешения. Сфера эмоциональных переживаний шизоидов также
имеет два "полюса": сентиментальная болезненная уязвимость тонко
чувствующего эстета и – эмоциональная тупость, редукция аффекта до полного безразличия
ко всему. В конкретных индивидуальных случаях обе эти крайности, также как и у
циклоидов, дополняют друг друга: за демонстративным равнодушием скрывается
чрезмерная нежность и ранимость, а фоном чувствительной, интимной откровенности
оказывается холодность и неприступность.
Среди
эмпирических описаний нормальных обладателей одного из двух общих биотипов –
цикло- и шизотимического – особый интерес вызывает анализ индивидуальных черт
крупных исторических деятелей в науке, искусстве, политике. Так, для ученых, приближающих
к циклотимическому типу (Гете, Гумбольдт), характерны многосторонность,
экстенсивность научной деятельности, нередко в сочетании с художественным
талантом. Увлеченные сразу несколькими областями знания, они предпочитают те из
них, что связаны с изучением конкретного материала и где требуется умение и
особая склонность к его подробному, кропотливому описанию: ботанику, анатомию,
геологию, этнографию и т. п. "Верь своим чувствам, они не обманут
тебя", – в научной девизе Гете звучит любовь к живому факту и антипатия к
абстрациям, которые нельзя ощутить. Напротив, создатели обобщенных
систематических концепций, представители теоретических наук – математики,
физики – относятся, как правило, к шизотимическому типу (Коперник, Кеплер,
Ньютон, Лейбниц и др.). В этот же общий круг попадают философы строгой и точной
системы мысли (Кант), романтически отвлеченные метафизики (Шеллинг),
патетически страстные поэты и моралисты (Шиллер, Руссо). В области политической
среди циклотимиков выделяются любимые народом герои, сочетавшие личную
храбрость с практическим "здравым смыслом" и учетом реальной ситуации
(Мирабо – один из руководителей французской буржуазной революции), среди
шизотимиков – крупные реформаторы (Кальвин) и стойкие, строгие к себе и другим,
последовательные идейные борцы (Робеспьер), имеющие долгую историческую судьбу.
При
обращении к описаниям отдельных людей широко обобщенные типы, по Кречмеру,
напоминают старинные житейские различения "практика" и
"теоретики", человека "сердца" и "ума", эмоционального
и рационального (и к этим различениям мы еще вернемся). Однако названные
психотелесные соответствия были подвергнуты самой основательной научной
проверке. На этот раз исходными были понятия не целостных типов, а частных
компонентов телосложения, сочетания которых устанавливались статистически.
Американский
врач и психолог У. Шелдон обследовал фотографии 4 000 студентов-мужчин с целью
выделить крайние варианты телесной конституции. Эти варианты и должны были
стать искомыми компонентами, т. е. теми компонентами, по которым можно описать
и количественно оценить телосложение любого конкретного человека. Их оказалось
три – эндо-, мезо- и эктоморфный3.
Описание
этих крайних вариантов в целом соответствует описаниям типов по Кречмеру.
Первый характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира
на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Второй – широкими
плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Третий
– вытянутым, с высоким лбом, лицом, длинными конечностями, узкой грудной
клеткой и животом, отсутствием подкожного жира.
Для оценки
эндо-, мезо- и эктоморфии были выделены сначала 40, а затем 17 значимых
антропометрических черт, которые представляют собой отношения некоторых размеров
тела (например, объема грудной клетки к росту). Названные компоненты-переменные
ранжировались по 7-бальной шкале, и в результате конкретный человек получал по
каждой из них определенный индекс. Сочетанием этих индексов (их, естественно,
было три) и определялся тип его тела, т. е. соматип4.
Понятно, что соматип, например, крайнего эндоморфа описывается формулой 7-1-1.
Разнообразные индивидуальные наборы телесных особенностей стали подвластны
измерению (по результатам обследования 46 тысяч фотографий оказалось возможным
описать 88 различных соматотипов).
Столь же
тщательно выделялись и отдельные компоненты характера (по терминологии Шелдона
– черты темперамента). На основе анализа психологической литературы личности
были рассмотрены 650 черт, из которых путем взаимного комбинирования отобраны
50 значимых. Затем по многочисленным и разнообразным методикам, опросникам,
анкетам в течение года обследовались 33 человека для определения степени
выраженности этих черт и их ранжированию (по 7-бальной шкале). Корреляция
полученных оценок позволила выделить три группы черт, каждая из которых стала
выражением "первичных компонентов темперамента", названных висцеро-,
сомато- и церебротонией. По своему общему содержанию эти компоненты также трактовались
как преобладание в жизнедеятельности человека соответственно – органов
пищеварения, двигательного аппарата и высших нервных центров. В результате
дополнительного расширения списка черт и их последующей корреляции количество
значимых признаков по каждому компоненту было доведено до 20. Тестирование
человека по этим признакам позволяет получить индивидуальный индекс
темперамента (например, у крайнего висцеротоника он равен 7-1-1).
Наконец,
было предпринято исследование связи между индивидуальными соматотипами и
индексами темперамента. Оно проводилось на 200 испытуемых-мужчинах в течении
пяти лет, и в результате были обнаружены высокие коэффициенты корреляции (около
+ 0,8) между эндоморфией и висцеротонией, мезоморфией и соматонией, эктоморфией
и церебротонией.
Таким
образом, наличие психотелесных соответствий и связей является фактом,
установленным статистически. Однако любые утверждения об однозначности этих
связей и тем более с телесной предопределенности психического развития человека
как социального индивида всегда вызывали у психологов-марксистов справедливую
критику. Представленные концепции встречают также ряд конкретных вопросов и
возражений: об изменении телесной конституции с возрастом, о различии между
корреляционной и причинно-следственной связью, об адекватной ее интерпретации.
Среди этих возражений есть два – конструктивных, т. е. дающих начало иным
подходам к анализу индивидуальности. Интересно, что одно из них было бы вполне
характерно для циклотомика, а другое – для шизотимика. Так, с одной стороны,
реальность индивидуальных наборов психических черт нельзя описать двумя (или
тремя) типами, так как в жизни их несравненно больше, и следует тщательнее
изучать все их многообразие. С другой стороны, недостаточно лишь эмпирически
выделить какое-либо (пусть небольшое) количество типов, для настоящего их
понимания важно раскрыть причины и принципы сочетания черт, объяснить, почему
они именно таковы, и затем осмысленно их использовать.
Рассмотрим
эти подходы, расширяющие и углубляющие представление об индивидуальности, более
подробно.
|