Виды активности можно различать не только по тому,
исчерпываются ли они переживанием или включают также поведение (поведение без
элемента переживания представить трудно). В психологии мотивации различают произвольную и непроизвольную активность
в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего
субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой
коррекции).
Произвольной активностью можно назвать поведение человека, когда известно, что
отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются
ровно столько, сколько необходимо для достижения определенного результата. Это
активность, при которой осознаны преследуемая цель, возможность контроля за
ходом разворачивающихся процессов. Только применительно к подобным единицам
активности имеет смысл ставить вопрос «Зачем?» и искать мотивацию. Произвольная
активность всегда проходит на фоне более или менее отчетливых ожиданий
предполагаемого результата действий или возможных последствий такого
результата. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, однако
они прослеживаются и в сугубо импульсивных реакциях. Даже когда волевые
действия автоматизируются до уровня навыков, ожидания продолжают имплицитно
играть свою роль в регуляции активности, что сразу же становится очевидным при
нарушении протекания автоматизма.
Непроизвольными (или, по меньшей мере, промежуточными) являются единицы активности,
связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям.
К непроизвольному поведению относятся как чисто рефлекторные ответы (например,
мигательный рефлекс и ориентировочная реакция), так и условные сигнальные
реакции. Следует также выделить единицы поведения, нежданно, наподобие
инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действия и
иногда даже разрушающие ее. Они напоминают то, что в психоанализе обозначалось
как ошибочные или симптоматические действия, происходящие с субъектом
непредвиденно и необъяснимо. Применительно к непроизвольной активности, видимо,
лишен смысла вопрос «Зачем?», поскольку ей нельзя приписать никакого намерения.
Это, однако, не значит, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и
не поддается объяснению. Ее объяснение связано с ответом на вопрос «Почему?», а
не «Зачем?», например с раскрытием причинных зависимостей организмических
процессов.
Среди единиц произвольного поведения следует различать
действия
и навыки.
В действиях
находит выражение не только присущая поведению животных целенаправленность, но
еще и нечто характеризующее исключительно человека. Речь идет о так называемой рефлексивности действия. Рефлексивность
означает, что действие сопровождается особого рода «обратной связью» — субъект
осознает свое действие. До и во время него он может оценивать намеченную цель с
точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм,
чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их
последствия для себя и окружающих, а также сообщать все это другим людям.
Напротив, устоявшиеся способы действия (привычки,
навыки), как, например, фиксированные в субкультуре процедуры приветствия или,
скажем, навыки вождения автомобиля, есть активность, ставшая настолько
заученной, что превратились в автоматизмы. Навыки лишены рефлексивности,
которая, однако, восстанавливается при нарушении протекания деятельности.
Действия, как правило, включают в себя отдельные сегменты в форме навыков.
|