ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
С начала столетия интенсивно изучается научение у
животных, прежде всего закрепление в виде навыков реакций. Под воздействием
голода подопытные животные постепенно сводили свою активность к таким
«реакциям», которые обеспечивали их кормом. Поскольку активность с самого
начала считалась обусловленной стимуляцией, то под поведением понималось
простое реагирование. Так как при этом рассмотрение внешне ненаблюдаемой
деятельности — переживания — исключалось как ненаучное, вся изучаемая
активность редуцировалась к движениям и секреторным выделениям организма. При
попытках перенести полученные таким образом бихевиористские теории «стимул—
реакция» на человека его поведение также рассматривалось как реакции и
формирование навыков, а не как действие.
В
то время когда Уотсон [J. Watson, 1913; 1914] в исследовательской программе
бихевиоризма определял поведение как реакции и навыки, Вебер [М. Weber, 1921], разведя действие и реактивное поведение,
сделал первое центральным понятием социологии. Действие, по Веберу,— это
любое человеческое поведение, которое обладает для субъекта смыслом. С точки
зрения внешнего наблюдателя возможность понять смысл или побуждения поведения
служит основанием для его квалификации как действия. Если же попытаться
свести поведение к органическим процессам, то хотя эта попытка и может
привести к причинному объяснению, но на ее основе нельзя установить смысловую
связь, а значит, и понять действие.
|
Активность еще можно различать и по тому, насколько
она нормативна [rule-following; R. Peters, 1958]
или индивидуальна, т. е. отклоняется
от правил, от привычного.
Нормативность. Почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения,
обязательные в данной субкультуре и восходящие к ее традициям. Причины
поступков, их цели и средства часто очевидны для современников, принадлежащих к
той же культурной среде, поэтому при нормативном поведении вряд ли кому-нибудь,
исключая психологов, вздумается ставить вопрос «Зачем?». Люди определенным
способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером противоположного
пола, воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить для себя (иногда
и для других) социальные и экономические условия, стремятся побольше узнать и
понять, а также делают многое другое.
Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя
отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его
осуществления. В отличие от нормативного индивидуальное действие требует ответа
на вопрос «Зачем?», т. е. ответа на вопрос о мотивах. Заметим, что иногда такое
действие требует от человека и оправдания своего поступка. Так, в случае
преступления ищут его мотив, а преступнику приходится отвечать за содеянное.
Индивидуальным действие является:
Ø когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные
последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса;
Ø когда человек, столкнувшись с привычной для него
ситуацией, ведет себя в ней иначе, нежели раньше;
Ø когда действие само по себе оказывается
противоречивым;
Ø когда человек в различных ситуациях ведет себя не
нормативно-различно, как другие, а одинаково.
Разумеется, между нормативным и индивидуальным
действием нет жесткой границы. И в нормативном действии можно при ближайшем
рассмотрении обнаружить индивидуальные различия, которые могут вызвать вопросы
«Зачем?» или «Почему?». Так, действия разных людей в одинаковых условиях могут
определяться одними и теми же целями, но различаться по степени энергичности и
упорства; или, скажем, одни люди на разнообразные ситуации отвечают
разнообразными действиями, в то время как другие в тех же ситуациях действуют
более однообразно.
Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не
определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда
психологу приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в
одинаковых условиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри»
побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не
иначе.
Вероятно, существуют специфические свойства,
определяющие индивидуальные различия в человеческих желаниях, влечениях,
стремлениях, намерениях, мотивах или в чем-то еще. Конкретно речь идет о
личностной детерминации действия. Здесь следует опираться на следующие
параметры.
Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям
других людей (индивидуальные различия). Чем меньше согласуется действие
человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей
степени оно обусловлено личностными факторами. Пример: толпа людей неподвижно
стоит вокруг жертвы аварии, и лишь один наклоняется, чтобы помочь. Этого
человека, по-видимому, отличает большая готовность к помощи.
Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям
человека в других ситуациях (стабильность по отношению к ситуациям). Чем
однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение
обусловлено личностными факторами. Пример: человек обсуждает свои
профессиональные дела не только на работе, но и на загородной прогулке, более
того, он готов превратить любую вечеринку в рабочее совещание. Скорее всего, у
этого человека очень высока мотивация достижения.
Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям
человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем
чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем
в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что
на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства). Пример: школьник
впервые побарывает искушение списать контрольную, хотя возможности для этого
по-прежнему благоприятны, а способности его не улучшились. Вероятно, он стал
честнее, достиг более высокой ступени морального развития.
По мере того как по всем трем параметрам действие
становится все более индивидуальным, оно все в меньшей степени начинает
определяться внешними обстоятельствами и все сильнее зависит от своеобразия или
личностных особенностей действующего субъекта. Поэтому либо субъекты обладают
различными по виду и формам проявления мотивационными диспозициями, либо
причины меняющейся мотивации обусловлены самой ситуацией (например,
изменившимися внешними обстоятельствами); в противном случае действия следует
охарактеризовать как случайные. Именно такое устранение
«Случайно-Появляющегося», «Сразу-Не-Объяснимого» питает любую (наивную или
научную) теорию мотивации. К этому стремится любая концепция психологии
личности, дифференциальной психологии и психодиагностики. Прежние же
характерологии и типологии личности тем более полны объяснений причин,
оснований, мотивов, целей или смысла индивидуального действия.
Логика психологических ответов на вопрос «Зачем?» в
своей основе проста. Если рассматривать действия (или их результаты) как
следствия, то в простейшем случае их причины можно отнести либо к ситуации,
либо к личности. Но эти причины не всегда локализуются так просто. Чаще из
указанных потенциальных источников детерминации истинным оказывается тот,
который ковариирует с наблюдаемым воздействием. Если в разных ситуациях все
люди (или большая их часть) действуют по-разному, то с действием ковариирует не
личность, а ситуация, и причину разнообразия активностей следует искать в
ситуациях. Если, например, в разных ситуациях одна часть людей постоянно
действует одним образом, а другая— другим, то с действиями ковариирует не
ситуация, а личность, и причину следует искать в ней. Между этими двумя
экстремальными случаями находятся и такие действия, причины которых следует
искать отчасти в ситуации, а отчасти в личности. Иными словами, эти два
источника детерминации непосредственно связаны между собой.
Здесь можно рассмотреть следующие закономерности взаимосвязанности личностных и ситуативных
детерминант :
Ø
Более сложным
представляется случай, когда при повторении через некоторое время той же
ситуации наблюдается изменение поведения. Очевидно, либо ситуация не является
значимой, либо ее повторение всякий раз сопровождается ковариирующими с
действием разными обстоятельствами.
Ø
Если такие
обстоятельства оказываются неизвестными, то повторяющаяся ситуация может
рассматриваться как искомый детерминант – действие ковариирует с частотой ее повторения.
Правда, иногда в этом случае по мере своего повторения ситуация все в меньшей
степени определяет поведение (например, может играть роль привыкание или
переосмысление ситуации субъектом).
Ø
Если же изменение
поведения в повторяющейся ситуации ковариирует с возрастом, то причину такого
изменения следует искать в личности, в ее развитии.
Ø
Если же,
отсутствует ковариация со специфическими обстоятельствами повторяющейся
ситуации, с последовательностью ее повторений, с возрастом человека, но
наблюдается ковариация с самими субъектами (лишь некоторые из них проявляют
неповторяемость действия). В этом случае напрашивается предположение о
личностных изменениях этих индивидов, например изменениях мотивов или
установок.
С выяснением особенностей этой взаимообусловленности
связаны исследования атрибуции, многочисленные модели объяснения причин успехов
или неудач действия и пр.
|