ПОНИМАНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИХ ПАРЕМИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ
С.В. Щербаков
Башкирский государственный
университет, Уфа
grey@netcity.ru
В классической психологии
способностей интеллект понимается как умение решать четко сформулированные
проблемы, обладающие, как правило, единственным решением. Ограниченность
подобной трактовки уже давно является предметом критики как отечес-твенных, так
и зарубежных психологов (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Э.
Торренс и др.).
В этой ситуации ряд ведущих
исследователей проблемы когнитивных способностей (Д. Б. Богоявленская, Р.
Стернберг, М. А. Холодная и др.) выступают с критикой академизма современной
психологии интеллекта. Так, Д. Б. Богоявленская и Р. Стернберг называют сис-тему
диагностики интеллекта “порочным кругом тестирования”, в процессе которой один
тест сопоставляется с другим [1, 2].
Необходимость опоры на
здравый смысл при изучении интеллектуальных феноменов подчеркивают и
представители т. н. "контекстуального интеракционизма". Причисляя IQ
"к царству хоббитов", М. Андерсен критикует механицизм
психометрического подхода к ин-теллекту [3, с. 218].
Мы также считаем, что
современные методы диагностики когнитивных способностей, сложившиеся под
влиянием нормативной системы обучения, должны соответствовать более широким
критериям жизненной практики и учитывать весь комплекс реальных проявлений
интеллектуальных свойств личности.
К примеру, большое число
исследований в рамках кросс-культурной психологии по-священо т. н. "бытовому
познанию". В частности, А. Д. Шлиман и Д. У. Каррахер "… под-вергают
сомнению когнитивный анализ, который строится исключительно на лабораторных
исследованиях" [4, с. 233].
В этой связи большой интерес
представляют собой т. н. "синтетические паремии", представляющие
собой народные изречения, допускающие многозначное толкование (посло-вицы,
поговорки, загадки и т. д.) [5].
С нашей точки зрения,
проблемные ситуации этого типа представляют собой образец неточной, или
"недизъюнктивной" задачи (А.В. Брушлинский), решение которой трудно
обьяснить строго аналитическим путем. Если критерием достоверности решения
классиче-ских проблемных ситуаций (логико-математические задачи, головоломки и
т.д.) служит, как правило, цепь логически корректных умозаключений, то доказательство
правильности ответа на фольклорные задачи представляет собой результат
общественно-исторической практики, итог своеобразной “языковой игры” (Л.
Витгенштейн).
Методика. Испытуемым на бланке предъявлялся список из пятнадцати загадок,
заимствованных из академического сборника В. В. Митрофановой [6]. Фиксировалось
общее число правильно отгаданных загадок в соответствие с отгадками,
общепринятыми в фольклорной литературе.
Способ изучения правильности
понимания пословиц основан на систематическом “обыгрывании” текстов русских
народных пословиц. Участники эксперимента оценивали в процентах достоверность
восьмидесяти суждений, причем лишь каждое четвертое суждение представляло собой
истинную (аутентичную) пословицу, а остальные варианты являлись своеобразным
“семантическим шумом”, имитирующими подлинную народную мудрость.
Использованные в эксперименте пословицы были
заимствованы из тематического сборника русского народного творчества [7].
Критерием адекватного понимания пословиц служил средний процент оценки
аутентичных суждений по отношению к общей сумме выставленных баллов.
Индексы эффективности
понимания синтетических паремий (успешность решения загадок и способность к
распознаванию истинных пословиц) сопоставлялись с показателями успешности
тестов Р. Амтхауэра и С. Медника (РАТ) в модификации В. Н. Дружинина [8]. В
целом в исследованиях приняло участие 255 студентов и студенток
Башгосуниверситета в возрасте от 20 до 37 лет.
Для решения проблем первичной обработки данных, связанных с
категоризацией от-ветов испытуемых и подсчета индексов креативности
(уникальности и оригинальности) по тесту РАТ, автору пришлось разрабатывать
специальную программу, позволяющую интерак-тивный ввод ответов испытуемого с их
последующей классификацией и расчетом частотных словарей. Приложение было
реализовано в некоммерческой версии языка программиро-вания Смолток – Smalltalk VisualWorksNC 5.4 для Windows - предоставляемой
корпорацией Cincom Systems для некоммерческого
применения.
Результаты. В результате сопоставления
успешности решения загадок и уровня интеллекта по Р. Амтхауэру была обнаружена
достоверная (p<0,01) линейная связь между количеством правильно
отгаданных загадок (X) и успешностью выполнения теста Р. Амтхауэра (Y),
описываемая следующим регрессионным уравнением:
Y = 11 +
0,7X
Детальное исследование
взаимосвязей аутентичности с показателями когнитивных способностей по В. Н.
Дружинину позволило разделить использованные в эксперименте по-словицы на две
группы. Первая группу составили суждения, суммарная успешность распоз-навания
которых отрицательно коррелирует с уникальностью по тесту РАТ. Итоговая
аутен-тичность пословиц второй группы положительно связана в вербальным
интеллектом по тес-ту Р. Амтхауэра (коэффициент корреляции Кенделла, (p<0,05)..
Выводы и предположения. В результате проведенных экспериментов можно
предположить, что успешность по-нимания синтетических паремий (загадок и
пословиц) является достаточно эффективным индикатором когнитивных способностей
личности. Умение решать загадки (смекалка) можно рассматривать как житейский
эквивалент тестового интеллекта, а успешность рас-познавания аутентичных
пословиц, по-видимому, является отражением стихийного консерватизма и
инертности интеллекта.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
2. Штернберг Р.Дж. Отточите свой интеллект. Мн.: ООО "Попурри", 2000.
3. Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Психология и культура / Под.
ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.
5. Пермяков Г.Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологичес-кие
исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я. Проппа. М., 1975, С.
247-274.
6. Загадки. Подгот. изд. В.В.Митрофановой. Л.: Издательство "Наука",
1968.
7. Пословицы. Поговорки.
Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова.
М.: Современник, 1986.
Дружинин
В.Н. Психология
общих способностей. СПб., Питер, 1999Content-Disposition: form-data; name="edttmessage"
1
|