Четверг, 21.11.2024, 10:49
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Главная » 2008 » Июль » 3 » ПОНИМАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПАРЕМИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ
ПОНИМАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПАРЕМИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ
11:31

ПОНИМАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПАРЕМИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ

 

С.В. Щербаков

Башкирский государственный университет, Уфа

grey@netcity.ru

 

В классической психологии способностей интеллект понимается как умение решать четко сформулированные проблемы, обладающие, как правило, единственным решением. Ограниченность подобной трактовки уже давно является предметом критики как отечес-твенных, так и зарубежных психологов (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Э. Торренс и др.).

В этой ситуации ряд ведущих исследователей проблемы когнитивных способностей (Д. Б. Богоявленская, Р. Стернберг, М. А. Холодная и др.) выступают с критикой академизма современной психологии интеллекта. Так, Д. Б. Богоявленская и Р. Стернберг называют сис-тему диагностики интеллекта “порочным кругом тестирования”, в процессе которой один тест сопоставляется с другим [1, 2].

Необходимость опоры на здравый смысл при изучении интеллектуальных феноменов подчеркивают и представители т. н. "контекстуального интеракционизма". Причисляя IQ "к царству хоббитов", М. Андерсен критикует механицизм психометрического подхода к ин-теллекту [3, с. 218].

Мы также считаем, что современные методы диагностики когнитивных способностей, сложившиеся под влиянием нормативной системы обучения, должны соответствовать более широким критериям жизненной практики и учитывать весь комплекс реальных проявлений интеллектуальных свойств личности.

К примеру, большое число исследований в рамках кросс-культурной психологии по-священо т. н. "бытовому познанию". В частности, А. Д. Шлиман и Д. У. Каррахер "… под-вергают сомнению когнитивный анализ, который строится исключительно на лабораторных исследованиях" [4, с. 233].

В этой связи большой интерес представляют собой т. н. "синтетические паремии", представляющие собой народные изречения, допускающие многозначное толкование (посло-вицы, поговорки, загадки и т. д.) [5].

С нашей точки зрения, проблемные ситуации этого типа представляют собой образец неточной, или "недизъюнктивной" задачи (А.В. Брушлинский), решение которой трудно обьяснить строго аналитическим путем. Если критерием достоверности решения классиче-ских проблемных ситуаций (логико-математические задачи, головоломки и т.д.) служит, как правило, цепь логически корректных умозаключений, то доказательство правильности ответа на фольклорные задачи представляет собой результат общественно-исторической практики, итог своеобразной “языковой игры” (Л. Витгенштейн).

Методика. Испытуемым на бланке предъявлялся список из пятнадцати загадок, заимствованных из академического сборника В. В. Митрофановой [6]. Фиксировалось общее число правильно отгаданных загадок в соответствие с отгадками, общепринятыми в фольклорной литературе.

Способ изучения правильности понимания пословиц основан на систематическом “обыгрывании” текстов русских народных пословиц. Участники эксперимента оценивали в процентах достоверность восьмидесяти суждений, причем лишь каждое четвертое суждение представляло собой истинную (аутентичную) пословицу, а остальные варианты являлись своеобразным “семантическим шумом”, имитирующими подлинную народную мудрость.

 Использованные в эксперименте пословицы были заимствованы из тематического сборника русского народного творчества [7]. Критерием адекватного понимания пословиц служил средний процент оценки аутентичных суждений по отношению к общей сумме выставленных баллов.

Индексы эффективности понимания синтетических паремий (успешность решения загадок и способность к распознаванию истинных пословиц) сопоставлялись с показателями успешности тестов Р. Амтхауэра и С. Медника (РАТ) в модификации В. Н. Дружинина [8]. В целом в исследованиях приняло участие 255 студентов и студенток Башгосуниверситета в возрасте от 20 до 37 лет.

Для решения проблем первичной обработки данных, связанных с категоризацией от-ветов испытуемых и подсчета индексов креативности (уникальности и оригинальности) по тесту РАТ, автору пришлось разрабатывать специальную программу, позволяющую интерак-тивный ввод ответов испытуемого с их последующей классификацией и расчетом частотных словарей. Приложение было реализовано в некоммерческой версии языка программиро-вания Смолток – Smalltalk VisualWorksNC 5.4 для Windows - предоставляемой корпорацией Cincom Systems для некоммерческого применения.

Результаты. В результате сопоставления успешности решения загадок и уровня интеллекта по Р. Амтхауэру была обнаружена достоверная (p<0,01) линейная связь между количеством правильно отгаданных загадок (X) и успешностью выполнения теста Р. Амтхауэра (Y), описываемая следующим регрессионным уравнением:

 

Y = 11 + 0,7X

 

Детальное исследование взаимосвязей аутентичности с показателями когнитивных способностей по В. Н. Дружинину позволило разделить использованные в эксперименте по-словицы на две группы. Первая группу составили суждения, суммарная успешность распоз-навания которых отрицательно коррелирует с уникальностью по тесту РАТ. Итоговая аутен-тичность пословиц второй группы положительно связана в вербальным интеллектом по тес-ту Р. Амтхауэра (коэффициент корреляции Кенделла, (p<0,05)..

Выводы и предположения. В результате проведенных экспериментов можно предположить, что успешность по-нимания синтетических паремий (загадок и пословиц) является достаточно эффективным индикатором когнитивных способностей личности. Умение решать загадки (смекалка) можно рассматривать как житейский эквивалент тестового интеллекта, а успешность рас-познавания аутентичных пословиц, по-видимому, является отражением стихийного консерватизма и инертности интеллекта.

 

Литература:

1.       Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

2.       Штернберг Р.Дж. Отточите свой интеллект. Мн.: ООО "Попурри", 2000.

3.       Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

4.       Психология и культура / Под. ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.

5.       Пермяков Г.Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологичес-кие исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я. Проппа. М., 1975, С. 247-274.

6.       Загадки. Подгот. изд. В.В.Митрофановой. Л.: Издательство "Наука", 1968.

7.       Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. М.: Современник, 1986.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., Питер, 1999Content-Disposition: form-data; name="edttmessage" 1
Просмотров: 1217 | Добавил: intellekt | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz